
Екатерининские мили
Екатерининские мили
Екатерининская миля памятники истории и архитектуры республиканского значения, дорожные знаки в Крыму, построенные в 17841787 годах на предполагаемом пути следования императрицы Екатерины Великой.» width=»100%» height=»300px»]
Екатерининская миля представляет собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте.
История
В 1787 году императрица Екатерина II предприняла шествие в полуденные края России. Подготовка к нему началась еще в 1784 году, по маршруту следования императорского поезда исправлялись мосты, строились временные, деревянные дворцы для отдыха и ночлега, высаживались деревья.» width=»100%» height=»300px»]
Особенно старательно готовился к визиту царственных особ правитель Таврической области В. В. Коховский: он прекрасно понимал, что главная цель шествия осмотр Крыма и Севастополя. Он и является автором оригинальной идеи отметить маршрут путешествия специальными дорожными знаками. В августе 1784 года В. В. Коховский поделился этой мыслью с В. С. Поповым, правителем канцелярии Г. А. Потемкина: Не угодно ли будет по дороге, где шествие, поставить по два или по три каменных столба пяти или десяти верстовых (т. е. через каждые пять или десять верст). Буде на оное последует повеление, прикажите оным сделать план и мне доставьте. Повеление последовало ордер Г. А. Потемкина от 8(19) сентября 1784 года: Расстояние пути означить милями и верстами&hellip, каменными, ставя первые по десятки (через каждые десять верст), другие же на каждой версте. Я пришлю тех и других рисунок. Мили и версты были окончены в 1786 году. Их проект, к сожалению, пока не обнаружен и автор его неизвестен. Возможно, им был инженер-полковник Н. И. Корсаков, в обязанности которого входило благоустройство дороги по маршруту путешествия.» width=»100%» height=»300px»]
Академик П. С. Паллас видел эти дорожные знаки семь лет спустя: Версты здесь (в Крыму) везде обозначены на поставленных красивых каменных колоннах или столбах. На больших дорогах каждая верста обозначена треугольным обелиском, высеченным из дикого камня, и, кроме того, на каждых десяти верстах правильно стоит еще более замечательный каменный столб или круглая пропорционально вытесанная колонна, с украшением вроде осьмиугольной капители и с тупым верхом. Последнее описание вполне соответствует памятнику на Северной стороне.» width=»100%» height=»300px»]
В советское время большая часть Екатерининских миль, как символов царизма, была уничтожена. Последний акт вандализма произошел в 1998 году, когда между городами Старый Крым и Феодосия (у поворота в село Отважное) екатерининскую милю, признанную памятником республиканского значения, преднамеренно разрушили неизвестные.» width=»100%» height=»300px»] Современное состояние
С годами каменные версты исчезли. Екатерининских миль сохранилось в Крыму лишь пять:
10 мая 2010 года на трассе Симферополь Феодосия на повороте в село Отважное установлен памятный знак в виде екатерининской мили.
Интересные факты
Екатерининская миля на Северной стороне Севастополя сооружение с виду скромное, непритязательное. Но это самое древнее сооружение русского периода в Севастополе, первый архитектурный и исторический памятник города. Миля всего на три года моложе Севастополя.
В 60-х гг. ХХ в. на Екатерининских милях были установлены памятные чугунные таблички, в текст которых вкралась ошибка. Судя по нему, Екатерина путешествовала по Крыму в 1887 году, т.е. через сто лет после своего реального вояжа. Так до сих пор и стоит миля с ошибкой.