Экскурсии по Крыму. Джип тур Крым, Индивидуальные экскурсии по Крыму

Джип туры и экскурсии по Крыму

Открой мир незабываемых приключений

+7 (978) 788-07-53 +7 (978) 054-20-72

infoenergytur@gmail.com

infoenergytur

Чуфут-Кале пожалуй является, самым известным и самым популярным «пещерным городищем» Крым. В такое время года как январь в пещерном городе много экскурсантов и зимой его плато бывает столь же оживленно, сколь может быть и летом. Скорее всего это может быть связано с удобным расположением этого «пещерного города», его близостью к Бахчисараю. Но основная причина, конечно же, состоит в красоте городища и окружающей его местности. Действительно, с каким другим сказочным видом может сравниться вид из Марьям-Дере (ущелье) на поднебесный город, расположенный высоко на горе!

Заказать экскурсию в Чуфут Кале

Как добраться?
Большой «пещерный городище» расположен на расстоянии около 2 км, юго-восточнее Бахчисарая района Староселья — на плоской вершине скалистой возвышенности, являющейся северо-западным отрогом горы Чуфут-Кале (се наибольшая высота — 564 м над уровнем моря).
До Староселья можно доехать от бахчисарайского вокзала (железнодорожного и автобусного) на городском автобусе No 2 или маршрутном такси. Поездка займет около 15 минут.

Чуфут Кале
В Староселье у меж входной двери располагалась выкованная цепь, дабы никто из учащихся не имел возможности входить, не склоняя голову.
Продолжим путь по южной части склона одноименного Марьям-Дере (ущелья близ Чуфут-Кале). На противоположном склоне под скалой видны остатки построек. Здесь до 1778 г. располагалось греческое поселение. Также пойти пешком по живописному Бахчисарайскому ущелью, в котором расположена большая часть Старого города. Для этого нужно от дворца-музея повернуть направо и пойти по улицам Гаспринского и Басенко, ведущим в одном направлении — на восток. Дорога проходит по узкой улице между скал, мимо мечети Тахталы-Джами и белых стен старых каменных домов, построенных в восточном стиле. Справа, в одном из домов находится мемориальный памятник-музей выдающегося гуманиста, крымско-татарской национальности, просветителя и литератора И М Гаспринского (1851-1914 гг.).

Чуфут Кале
В наиболее тесном расположении Бахчисарайского ущелья, напротив остановки «Конечная — Чуфут-Кале», на южном склоне расположен вход к узкому каньону, имеющему вертикальные скальные стены. Он называется Канлы Дере именуемое также как «Кровавое Ущелье». Несмотря на устрашающее название, это место очень живописно. В скальном навесе под восточным порывом каньона Канлы-Дере археологом А. А. Формозовым в 1952-1956 гг. велись исследования стоянки первобытного человека. Здесь было найдены тысячи кремниевых изделий эпохи среднего палеолита (50 — 35 тысяча лет ранее).
Около Староселья, вблизи остановки автобусов нужно идти на юго-восток асфальтированной дорогой к южной границе Марьям-Дере (ущелья Святой Марии). Левее тропы, в самом начале ее, располагался средневековый населенный пункт с названием Салачик. Тут сохранились несколько памятников XVI века: мавзолей Хаджи Гирея, который считается рода династии Крымских Ханов, и Зинджерлы-медресе (мусульманского учебного заведения), построенное по указанию Хана Менгли Гирея первого, являющегося потомком Хаджи Гирея. Мавзолей (на крымско-татарском языке, дюрбе) представляющего собой восьмигранник. В 1515 г. в этом мавзолее был похоронен и сын Хаджи Гирея — Менгли Гирей первый. Зинджерлы-медресе расположено рядом с мавзолеем. Название медресе «Зинджерлы» означает переводится дословно как цепь. Оно связано с тем, что в поселении Мариамполь, выходцами из которого во второй половине XVIII в. был основан город Мариуполь на северном берегу Азовского моря.

Чуфут-Кале
Дорога ведет полого вверх, проходит внизу скалы, продвигая к Марьям-Дере (ущелье), приводит к Свято-Успенскому мужскому монастырю, который является самым древним из крымских пещерных монастырей, основанному вероятнее всего, в XV веке. У площади справа, имеется крупная каменистая лестница, приводящая вас на плато, где располагаются, колокольня и два пещерным храма — храм Успения Пресвятой Богоматери и храму Святого Марка. Слева, внизу данной части ущелья расположены здания, относящиеся к монастырю, а на противоположном склоне у подножия скалы — старое монастырское кладбище, на котором похоронены воины, павшие в сражениях Крымской войны, во время героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. На кладбище ведет тропа с восточной окраины монастыря.
Продолжим путь по Марьям-Дере (ущелье). Левее от дороги располагается кладбище советских солдат, скончавшихся в лечебных заведениях Бахчисарайского района во время тяжелейшего штурма (взятия Севастополя проходившего в мае 1944 года. На черных мраморных плитах выгравированы имена. На этом кладбище покоятся 170 человек.
Чуфут Кале
Вскоре асфальт кончается, ущелье расширяется, и мы, оказавшись на живописной поляне, останавливаемся перед незабываемым зрелищем. Высоко на фоне неба, на отвесной скале вырисовываются строения Чуфут-Кале: крепостные стены, здания и множество искусственных пещер, расположенных в 3-4 яруса. Поднимемся па ближайший пригорок, находящийся справа, — так называемую смотровую площадку, чтобы еще раз полюбоваться этим видом.
Под скалой, на которой выстроен город, слева от начала подъема к нему, на склоне, поросшем кустарником, расположен раннесредневековый могильник. Здесь были исследованы 109 склепов, 24 подбойные могилы и 2 грунтовые могилы. Большинство захоронений на этом могильнике датируются VI—VIII вв.
Ущелье Марьям-Дере заканчивается и наш дальнейший путь к Чуфут-Кале лежит по Иософатовой долине на восток, по широкой каменистой тропе, вдоль каменной ограды, мимо иссякшего фонтана (источника) Газы Мансура, мимо текие (обители) дервишей и мусульманского кладбища XV-XIX вв., которые располагаются справа от тропы.
К старому текие дервишей и мусульманскому кладбищу XV- XIX вв. от каменных ворот ведет вверх по склону горы каменная лестница, частично заплывшая землей. На большой площадке среди надгробий с надписями на арабском языке заметны остатки больших построек, сложенных из тесаного камня. Согласно традиции, на этом месте в одном из зданий похоронены три человека: Газы Мансур, шейх Халиль и шейх Рамазан. Похороненные рядом с мусульманским святым Газы Мансуром два шейха — Халиль и Рамазан прибыли в Крым из Бухары, открыли во сне место могилы Газы Мансура, основали здесь текие в 838 г. Хиджры (1434 г.) и после смерти сами были похоронены рядом с Газы Мансуром. По сообщению знаменитого турецкого путешественника XVII в. Эвлии Челеби, могила Газы Мансура — это величественное здание, место поклонения. Известный арабист и эпиграфист О. А. Акчокраклы в первой половине ХХ в. Писал об этом месте: «В летние месяцы сюда ежегодно приходят целые семьи верующих мусульман на поклонение и раз в год собираются качающиеся дервиши на торжественную молитву». По мнению О. А. Акчокраклы, текие дервишей, основанное на этом месте, было связано с мусульманской общиной Чуфут-Кале.

Чуфут Кале
Продолжим путь по Иософатовой долине на восток до развилки троп. От развилки левая широкая тропа ведет на север и вверх серпантином по склону горы к Малым воротам Чуфут-Кале. Правая тропа ведет на восток в сторону большого караимского кладбища, на котором находятся более 5 тысяч надгробий, многие из которых имеют надписи на древнееврейском языке. Кладбище расположено на двух склонах горы в восточной части Иософатовой долины. Совпадение названия этой долины с названием священной долины в Иерусалиме является неслучайным. Также как иерусалимская Иософатова долина с большим иудейским кладбищем на склоне горы, Иософатова долина вблизи Чуфут-Кале была почитаемым местом погребения. Сюда привозили покойников не только из Чуфут-Кале, но также из других городов и даже издалека. С городом Чуфут-Кале кладбище было связано высеченной в скале ездовой дорогой, которая вела от Больших ворот в Восточной стене. Другая дорога связывала кладбище с Бахчисараем, но не по ущелью Марьям-Дере, а южнее — по плато и западному склону горы Чуфут-Кале.
Чуфут Кале
«Пещерный город» Чуфут-Кале («Иудейская Крепость»), другие названия — Кырк-Ор, Кырк-Йер, Топрак-Кала, Бутмай, Гевхер-Керман (Джевхер-Кермен), Джуфт-Кале, расположен на высоте около 485 м над уровнем моря, на обширном плато, вытянутом с запада на восток. Плато ограниченно с трех сторон вертикальными обрывами скал высотой до 50 м. Оно имеет уклон к западу. Перепад высот между крайней западной оконечностью плато и местом расположения Восточной оборонительной стены составляет около 200 м.
Территория города делится на три неравные по площади части. Западная часть — Бурунчак («Мысок») представляет собой пустырь площадью около 36 га. Средняя часть — Старый город (Эски-Кале) имеет площадь около 7 га. Восточная часть Новый город (Йаны-Кале) имеет площадь около 3 га. Старый город отделен от пустыря невысокой каменной оградой. Между Старым городом и Новым городом, в узком месте плато расположена самая старая крепостная стена Чуфут-Кале, так называемая Средняя оборонительная стена. Территория Нового города ограничена с запада Средней оборонительной стеной, а с востока — Восточной оборонительной стеной, перед которой находится обширное плато горы Чуфут-Кале. В Средней оборонительной стене имеются Средние ворота (Орта-Капу), связывающие Старый город с Новым городом. В Восточной оборонительной стене расположены Большие ворота (Биюк-Капу). Протяженность территории города Чуфут-Кале с запада на восток вместе с Бурунчаком составляет около 1,5 км.
Южные ворота Чуфут Кале
Наиболее короткий путь из ущелья Марьям-Дере и западной части Иософатовой долины в Чуфут-Кале возможен по пешеходной тропе через Малые ворота (Кичик-Капу), или, как их еще называют, Южные ворота, устроенные в Южной оборонительной стене. Эта стена хорошо видна снизу. Сейчас путь по пешеходной тропе является основным экскурсионным путем к Чуфут-Кале. Однако в средневековье главный путь в город осуществлялся не по тропе, а по кружным ездовым дорогам, которые вели по восточной части плато к Большим воротам в Восточной оборонительной стене.
Итак, от развилки троп мы следуем коротким путем — по левой широкой тропе на север и вверх по склону горы. По мере подъема тропа постепенно обретает вид древней дороги, мощеной камнем. Последний, верхний марш дороги, круто повернув влево, приводит к Южной оборонительной стене и дубовым двухстворчатым воротам, обшитым полосами кованого железа. Ворота расположены так, что увидеть их можно, только подойдя вплотную к ним.
Южная оборонительная стена сложена из слегка подтесанного камня на известковом растворе, имеет толщину около 1 м, высоту 5 м. Возведена стена на рубеже XV-XVI вв. Более ранняя оборонительная стена на этом участке проходила в 20 м к северу и выше, по краю плато, перекрывая расщелину в скале.
Чуфут Кале
Пещеры у Южных ворот. В районе Южных ворог имеется более 30 пещерных сооружений, расположенных друг над другом. Многие пещеры связаны между собой наружными и внутренними лестницами и, по-видимому, являются остатками единого пещерного комплекса. Южная оборонительная стена пересекает этот комплекс, возникший ранее стены.
За Южными воротами дорога проходит по узкому коридору, левая сторона которого образована подрубленной скалой, а правая — тыльной стороной оборонительной стены. В конце коридора дорога приводит на небольшую площадку и вновь совершает поворот. Пещеры располагаются по обе стороны от дороги, ведущей в глубь города. Слева пещеры располагаются в два — три яруса, справа — в четыре яруса. В литературе XIX в. содержится упоминание о том, что в одной из пещер этого южного комплекса была живопись, т. е., возможно, фресковая роспись.

Чуфут Кале
Справа, в восточной части первого яруса пещерного комплекса у Южных ворот находится так называемое помещение No 3. Вход в него — с запада через частично разрушенный входной проем. Помещение имеет прямоугольную в плане форму размерами 7,76 × 6,4 м, высоту 2,2 м. В южной стене устроены три окна — два прямоугольных и одно арочное. Справа от последнего имеется подрубка, похожая на углубление иконы. Ниже, вдоль южной стены расположены остатки скамьи. В северо-западном углу находится отгороженное помещение размером в плане 2,1 × 2,3 м, высотой 1,9 м, открытое с востока. С юга в это помещение ведет прямоугольный входной проем, порог которого возвышается на 0,4 м над полом.
Над проемом, с южной стороны, устроено еще одно углубление, возможно для иконы. В этом углублении имеются остатки штукатурки. За отгороженным помещением, в северо-западном углу расположен другой входной проем, который ведет в помещение, где в 1973 г. археологами была раскопана большая усыпальница с находившимися в ней человеческими костями.

Молитвенник Чуфут Кале
У археологов, исследовавших Чуфут-Кале, возникло предположение о том, что помещение No 3 являлось христианской церковью, однако вследствие позднейших переделок первоначальный облик ее изменился. По мнению Ю. М. Могаричева, если верно это предположение, в архитектурном плане церковь была похожа на «Церковь с баптистерием» на крымской горе Тепе-Кермен, а отгороженное помещение, скорее всего, являлось расположенным внутри наоса алтарем.
Другое помещение, похожее на трапезную, расположено также как помещение No3 в первом ярусе восточной части комплекса.
Чуфут Кале
Вход в эту пещеру – с запада, вблизи дороги. Помещение имеет форму близкую к прямоугольной. Вдоль стен, почти по периметру пещеры, высечена скамья. Восточный угол помещения вместе со скамьей значительно скруглен. В полу и в северо-восточной стене сделаны углубления, возможно, хозяйственного назначения. У входа, в полу устроена цистерна для сбора дождевой воды. В северо-западной стене имеется входной проем, ведущий в соседнее, вероятно, хозяйственное помещение. В некоторых пещерах комплекса, на стенах вырезаны кресты.
Особенности пещерного комплекса у Южных ворот позволили М.Я. Чорефу предположить, что здесь в VIII—IX вв. находилось небольшое христианское поселение, вероятно, монастырь.
А.Г. Герцен и Ю.М. Могаричев, развивая гипотезу М.Я. Чорефа, высказали предположения о том, что пещеры, густо расположенные в районе Южных ворот, являются остатками христианского пещерного монастыря времен аланского Кырк — Ора («Сорок — Крепостей» — старое название Чуфут-Кале), что время жизни этого монастыря может быть определено XI-XIV вв., и что монастырь опустел после того, как в середине XVв. Кырк — Ор стал столицей Крымского ханства и понадобилось перестроить оборонительную систему города. Однако, по мнению А.Г. Герцена и Ю.М. Могаричева, кырк-орский монастырь ликвидировался не окончательно, его преемником в XVв. мог стать Успенский монастырь на противоположной стороне ущелья Марьям-Дере.
Чуфут Кале
Дорога, высеченная в скале, приводит на плато. Мы находимся на территории Старого города. В этой части города выделяются три улицы. Самая северная из них называется «Бурунчакская». Южнее ее и под углом к ней расположена Средняя улица. Еще южнее и почти параллельно Средней расположена Кенасская улица. Названия улиц — новые. Их старые названия не известны.
Кенассы. Один из маршрутов проходит по южной стороне Старого города, по Кенасской улице, мимо двух кенасс — караимских молитвенных домов — Большой и Малой. Эти здания, крытые черепицей и расположенные над обрывом, были хорошо видны снизу, когда мы осматривали Чуфут-Кале. Большая кенасса, расположенная западнее, построена, возможно, в XIV в. Обе кенассы находятся в небольшом дворе за высокой каменной оградой. В Большой кенассе устраивались праздничные собрания. Малая кенасса предназначалась для собраний, где решались различные дела караимской общины.
Крымские караимы — особая группа крымских жителей и выходцев из Крыма, предки которых издавна исповедовали иудаизм, не признавали Талмуд, не имели раввинов и говорили на караимском языке, входящим в тюркскую языковую группу. Языком религиозной жизни караимов является древнееврейский язык (иврит). Караимы проживали в Чуфут-Кале с середины XIV в. В XVII-XIX вв. они составляли большинство населения этого города. Караимская община Чуфут-Кале была самой крупной караимской общиной полуострова.
Чуфут Кале
Возможно, недалеко от кенасс находилась первая караимская типография, основанная в 1731 г. Это была также первая типография в Крыму. Деревянные шрифты для нее были выписаны из Венеции. В библиотеке Бахчисарайского музея хранятся книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в этой типографии. Она существовала в Чуфут-Кале до первой половины XIX в., потом была переведена в Евпаторию.
Мечеть. Три улицы — Бурунчакская, Средняя и Кенасская — сходятся к площади, расположенной в восточной части Старого города, недалеко от Средних ворот (Орта-Капу). На этой площади, между Бурунчакской и Средней улицами, находятся руины мечети, построенной в 1346 г., в правление золотоордынского хана Джанибека. Мечеть была существенно реконструирована в 1455 г., в период правления хана Хаджи Гирея, и являлась главной мечетью Крымского ханства. Здание имело в плане прямоугольную форму размерами 13,8 × 10,65 м (по внешнему обмеру), ориентировано с севера на юг. Перекрытие было купольным. В южной стене с внутренней стороны имелась молитвенная ниша — михраб со сталактитовым сводом. В северо-западном углу мечети был поставлен минарет.
Мавзолей Джанике — ханым. В 20 м к северо-востоку от руин мечети, на площади расположен хорошо сохранившийся мавзолей, в котором похоронена дочь золотоордынского хана Тохтамыша Джанике-ханым, умершая в 1437 г. Мавзолей представляет собой центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей. С южной стороны к нему пристроен высокий портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Портал украшен резьбой. Над входом в мавзолей в кладке стены находилась каменная плита с двухстрочной надписью на арабском языке: «Гробница великой царицы Джанике-ханым, дочери великого хана (Тохтамыш-хана) скончалась в месяце Рамазана 841 г. (1437)». Возможно, мавзолей был построен в начале XVI в., одновременно со строительством мавзолея Хаджи Гирея, в период правления хана Менгли I Гирея. Рядом с мавзолеем Джанике-ханым располагалось старое мусульманское кладбище.
В 1940-х гг. было проведено археологическое исследование склепа под мавзолеем Джанике-ханым. Среди земли и камней на полу обнаружено несколько потревоженных человеческих скелетов. Возможно, первичное захоронение не сохранилось.
С мавзолеем Джанике-ханым связано несколько легенд. Согласно одной из них, Джанике жертвует собой ради спасения родного города, осажденного врагами. Согласно другой, — гибнет вместе с возлюбленным, не покорившись воле жестокого отца. Однако, на самом деле, Джанике-ханым пережила своего отца на 32 года. Известно, что чингизидка Джанике-ханым была выдана замуж за могущественного эмира ногайской орды Едигея. В 1416 г. совершила паломничество в Мекку. После смерти мужа и брата в 1420 г., поселилась в Кырк-Оре на своей родине и родине своей матери. Став старшей в роду Тохтамыша, вероятно, была правительницей Кырк-Ора до своей кончины в 1437 г. Поддержала Хаджи — Гирея в его борьбе за власть.
Чуфут Кале
С северного края плато открывается вид на долину Ашлама — Дере («Долина саженцев») и на Главную гряду Крымских гор. Пребывание на этом участке плато требует осторожности из-за высокого обрыва скалы.
В южной части площади находится так называемый водосборный колодец. Он представляет собой высеченный в материковой скале резервуар для сбора дождевой и талой воды. Колодец и вырубленные рядом с ним в скале желоба, направляющие воду, расположены так, что основной поток воды из Нового города, проходящий через Средние ворота — Орта-Капу, неизбежно оказывается в колодце. Рядом с колодцем высечены в скале два прямоугольных отстойника. Когда-то здесь же находился водосток, сложенный из керамических труб.
Пещеры Хамам-Коба и Сакыз-Коба. В 15 м к югу от водосборного колодца, у южного края плато, к западу от Средней оборонительной стены, в непосредственной близости от нее, расположены две искусственные пещеры — Хамам-Коба («Банная Пещера») и Сакыз-Коба («Мастичная Пещера»). Эти пещеры имеют один общий широкий вход с юга. Просторная прямоугольная пещера Хамам-Коба служила местом купания или обливания, возможно, холодной водой в летнюю пору. Вдоль западной стены высечен в скале бассейн, а вдоль северной и восточной стен — широкие скамьи. Потолок поддерживает массивная скальная колонна. Справа, в южной стене имеется широкий лестничный спуск в другую меньшую, но тоже достаточно просторную, пещеру Сакыз-Коба с небольшим окном в южной стене. В этой пещере, согласно преданию, собирались караимки, где они беседовали и жевали мастику (смолу), содержавшую, возможно, какое-то тонизирующее или наркотическое вещество.
Средняя оборонительная стена. К востоку от площади с руинами мечети и мавзолеем Джанике-ханым располагается самая старая стена города – Средняя оборонительная стена с воротами Орта-Капу, перекрытыми изящной полуциркульной аркой. Эта стена перегораживает плато от северного края до южного края и имеет протяженность около 120 м. Исследователи по-разному датируют ее строительство – в пределах VI-XII вв. Дело в том, что после возведения Восточной оборонительной стены Средняя оборонительная стена утратила свое боевое значение и подверглась многочисленным переделкам. Раскопки, проводившиеся в 1956-1959 гг. под руководством Е.В. Веймарина, выявили первоначальную конструкцию Средней оборонительной стены. Она состояла из двух панцирей, между которыми закладывали бут. Внешний панцирь был сложен из крупных, хорошо отесанных блоков известняка. Первоначальная толщина стены достигала 5 м, высота — 8 м. Почти параллельно стене, в 10 — 15 м к востоку от нее, проходил вырубленный в скале большой ров длиной 65 м, шириной 4 м, глубиной 2 м. Большой ров не доходил до северного края плато. Здесь в стене имелась вылазная калитка. Перед калиткой вырублены в скале два малых 12-метровых рва. По мнению Е. В. Веймарна, Средняя оборонительная стена возникла в Х-ХI вв.
Вопрос о датировке наиболее ранних участков Средней оборонительной стены окончательно не решен и связан с вопросом о времени возникновения Чуфут-Кале как укрепленного города. В письменных источниках город Чуфут-Кале впервые встречается под названием Кырк-Ор в «Летописи Бейбарса» — сочинении арабского хрониста Руки ад-Дина Бейбарса, умершего в Каире в 1325 г. Автор этого сочинения упоминает Кырк-Ор в числе крымских городов разгромленных войском золотоордынского эмира Ногая в 698 г. Хиджры (1299 г.).
Впрочем, мы уже находимся на территории Нового города, возникшего, как полагают археологи, на рубеже XIV-XV вв. и значительно расширившего территорию города Чуфут-Кале на восток.
Раскопками 1956-1959 гг. был раскрыт северный участок большого рва (не доходящий до обрыва) и затронут южный участок. Значительная часть рва скрыта руинами большой усадьбы, примыкающей с востока к Средней оборонительной стене. Предполагается, что это был ханский монетный двор. Однако достоверных свидетельств о расположении его именно в этом месте нет.
Пещерный комплекс Чауш-Кобасы. У северного края плато, к востоку от Средней оборонительной стены, вблизи нее, из внешнего малого рва ведет вниз лестница в двухэтажный пещерный комплекс Чауш-Кобасы («Пещера Начальника»), состоящий из двух огромных тщательно высеченных в скале помещений, по-видимому, хозяйственного назначения. Обе пещеры имеют прямоугольную в плане форму. В центре верхней пещеры, при ее вырубке, оставлен столб, подпирающий потолок. Пещеры связаны между собой внутренней лестницей. Оконные проемы обоих скальных залов обращены в обрыв. Особенно поражает своими размерами нижнее помещение. Как показали раскопки 1956-1959 гг., над этим пещерным комплексом располагалась богатая усадьба, построенная в XVII в. Несомненно, пещерный комплекс Чауш-Кобасы является выдающимся памятником скальной архитектуры в Крыму.
Тюремный каземат. Недалеко от пещер Чауш-Кобасы, у северного края плато, в 50 м к востоку от Средней оборонительной стены расположен другой пещерный комплекс, который представляет собой тюрьму. Эвлия Челеби, побывавший во многих странах, писал о здешней тюрьме: «Нет в мире подобной тюрьмы, как эта адская темница… Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться никак невозможно, разве что если выйдешь из нее в гробу».
Пещерный комплекс, называемый тюрьмой, состоит из четырех помещений. В него ведет с юга прорубленный в скале узкий проход с лестничным спуском. Справа от прохода расположено небольшое помещение с амбразурой, обращенной в обрыв. Слева — вход в обширное помещение с двумя подпорными столбами. Два небольших окна обращены в обрыв. Перед окнами в полу зияет широкое прямоугольное отверстие, ведущее в нижнее помещение с небольшим окном, также выходящим в обрыв. По краям отверстия (люка) имеется подрубка для деревянного помоста. Выйти из нижнего помещения – своего рода каменного мешка – можно только по приставной лестнице.
Из письменных источников известно, что в XV-XVII вв. в застенках Чуфут-Кале ханы держали неугодных послов и знатных пленников, захваченных на войне, в надежде получить за них выкуп. Здесь в заточении находились литовский посол Лез (конец XV в.), польский гетман Потоцкий ( середина XVII в.), русский посол В. Айтемиров ( конец XVII в.). Русский воевода В.Б. Шереметьев находился в качестве пленного в застенках Чуфут-Кале с 1660 по 1681 годы. Эвлия Челеби видел Шереметьева в заключении и много разговаривал с воеводой. Требования выкупа были трудновыполнимыми. Наконец, будучи ослепшим и тяжелобольным стариком, Шереметьев незадолго до смерти был выкуплен родственниками.
В начале XVI в. столица Крымского ханства переносится в Салачик, а потом — в Бахчисарай. Вместе с ханским двором Чуфут-Кале покидает большая часть мусульманской общины города. Однако здесь остаются представители ханской администрации и гарнизон. Чуфут-Кале сохраняет свое значение как крепость на случай военных действий и используется как тюрьма.
После осмотра тюремного каземата вернемся к Средней оборонительной стене и к воротам Орта-Капу. Отсюда начинается Главная улица Нового города, ведущая на восток, в сторону Восточной оборонительной стены. Справа от начала Главной улицы на южном краю плато, приблизительно в 50 м от Средней оборонительной стены расположен колодец Копка-Кую («Ведро-Колодец»). Он вырублен в скале в виде круглой вертикальной шахты диаметром 1,4 м, глубиной 10 м. Внизу колодец сообщается с открытой с южной стороны большой пещерой. Возможно, ранее эта пещера имела стену, исключившую доступ снизу. Из карстовой полости поступала вода и заполняла нижнюю часть колодца. Воду поднимали ведром, опуская и поднимая его, вероятно, с помощью ворота. Таким образом, в случае осады город мог быть обеспечен водой.
Колодец Копка-Кую мог быть сооружен не ранее возведения Восточной оборонительной стены. По-видимому, колодец функционировал не долго, т. к. источник иссяк: в XVII в., по свидетельству Эвлии Челеби, воду в Чуфут-Кале доставляли на ослах снизу, из ущелья.
Усадьба А. С. Фирковича. Продолжим путь по Главной улице на восток. В поверхность скалы глубоко врезались колеи от повозок. Узкие тротуары сложены из каменных плит. Справа за стеной расположены два крытых черепицей жилых дома, построенных в XVIII в. Это — усадьба выдающегося караимского ученого, просветителя и путешественника А.С. Фирковича (1787-1874 гг.), известного собирателя и знатока древних рукописей, исследователя надгробных надписей. Дом, в котором жил ученый, нависает над южным обрывом и, как и кенассы, хорошо виден снизу.
Родившийся и получивший традиционное образование в Луцке, на Волыни, А. С. Фиркович в 1820-х гг. переехал в Крым и много странствовал по Европе, Турции, Палестине, Египту, Крыму и Кавказу. Исследуя содержимое гениз — хранилищ ветхих свитков при синагогах, А.С. Фиркович собрал обширную коллекцию древних рукописей. Она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, содержит около 15 тысяч единиц хранения и представляет собой большую научную ценность. Значительную часть коллекции А.С. Фирковича составляют библейские тексты, которые до открытия рукописей в районе Мертвого моря в 1947 г. считались самыми древними.
Возвратившись из поездки по Ближнему востоку, А.С. Фиркович поселился в Чуфут-Кале. Усадьба Фирковича является одной из достопримечательностей города. Здесь столпа караимской учености посещали путешественники, ученые, журналисты, писатели. Умер А.С. Фиркович в Крыму в 1874 г. и был похоронен на караимском кладбище в Иософатовой долине.
Как ученый А.С. Фиркович не избежал ошибок в своих воззрениях. Несмотря на огромную важность собранной Фирковичем рукописной коллекции, ряд документов и приписок к рукописям признаны недостоверными. Вызывают сомнения некоторые эпи графические открытия, сделанные А.С. Фирковичем в ходе изучения надгробных надписей.
Дом караимских обществ. Справа, за усадьбой А.С. Фирковича, над обрывом расположены руины здания с хорошо сохранившимся цоколем, сложенным из тесаных камней. Здесь находился «Дом караимских обществ» — каменное здание, построенное в 1897 г. На средства многих караимских общин для приема почетных гостей. На стенах парадного зала были развешаны портреты российских царственных особ, посещавших Чуфут-Кале, начиная с Екатерины II. В этом доме останавливался и последний российский император Николай II при его посещении Чуфут-Кале в 1902 г. В 1930-х гг. дом был разобран, сохранился только его высокий цоколь.
Слева от дороги расположена небольшая усадьба с бывшим домом караима Помпа, позже — домом, предназначенным для размещения в нем работников Бахчисарайского музея. Другое название дома — усадьба Чал-Борю (по имени или прозвищу смотрителя).
Усадьба С. Бейма. Проследуем далее по Главной улице на восток. Справа расположены остатки усадьбы известного караимского ученого XIX в. С. Бейма, духовного главы («газзана») чуфуткалинской караимской общины, корреспондента Императорского Русского географического общества и Одесского общества истории и древностей. От усадьбы Бейма сохранились только каменный забор, деревянный воротный проем, заложенный тесаными камнями, и высеченные в скале под бывшим домом две большие пещеры, возможно, хозяйственного назначения. С. Бейм был одним из последних старожилов Чуфут-Кале, покинув его в 1857 г.
Восточная оборонительная стена. В конце XIX в. в Чуфут-Кале было еще много домов. Ныне же восточная часть Главной улицы представляется пустынной. В конце улицы видны Восточная оборонительная стена, надвратная башня и Большие ворота (Биюк-Капу).
Восточная оборонительная стена, также как Средняя оборонительная стена, перегораживает плато от северного края до южного края. Эта стена имеет протяженность 128 м, высота ее достигает 8 м. У северного и южного концов стены расположены так называемые угловые башни. В средней части стены располагается надвратная башня, прямоугольная в плане, размерами 5 × 5,6 м, высота башни со стороны города – 8,2 м. Воротный проем имеет высоту 5.5 м. Ворота двухстворчатые, деревянные, обитые снаружи полосами кованого железа. Восточная оборонительная стена была возведена в XV-XVI вв. и впоследствии неоднократно перестраивалась. Во второй половине XVIII или начале XIX в. у южного фланга стены была возведена полукруглая башня, имеющая декоративный характер. По мнению А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева, начало строительной истории этой стены можно отнести ко времени не ранее первой половины XVI в.
На территории Нового города, у северного края плато, к западу от Восточной оборонительной стены, в непосредственной близости от нее, в 1987-1988 гг. археологами были исследованы остатки бани, представлявшей собой наземную постройку. Мраморный пол парильного отделения бани подогревался снизу. В качестве моющего средства применялся кил — белая мылящаяся глина. Баня была построена на рубеже XVII-ХVIII вв.
По сообщению Эвлии Челеби, в XVII в. в Новом городе имелось 200 крытых красной черепицей домов, а всего в крепости Чуфут-Кале было «1530 укрытых черепицей каменной кладки прекрасных благоустроенных еврейских домов».
Западная часть города. В западной части Старого города, между улицами Средняя и Бурунчакская, среди поросших мхом развалин многочисленных наземных построек, в переулке, ведущем к Малым воротам, имеются руины строго монументального здания, стены которого сложены из крупных, хорошо отесанных блоков известняка. Может быть, это — остатки дворца. Постройка отмечена буквой «У» на плане, составленном О. А. Акчокраклы и Б. Джеппаровым в 1927 г.
К западу от невысокой каменной ограды расположен пустырь Бурунчак, ландшафт которого напоминает африканскую саванну. На плане 1775 г. эта местность указана как «ханский зверинец». На пустыре имеются остатки вырубленного в скале большого бассейна для сбора дождевой воды, служившего, возможно, местом водопоя животных. С трех сторон пустырь ограничен высокими обрывами скал и поэтому представляет собой опасную зону. В расщелинах бурунчакской скалы расположены оборонительные стены каждая из которых носила особое название: Биюк-Исар Кичик-Исар (на западной стороне), Дут-Исар и Педжере-Исар (на южной стороне).
Чуфут-Кале способен поразить воображение не только огромными пещерами Чауш-Кобасы.
Колодец Тик-Кую. В 1998-2002 гг. в 150 м к юго-западу от Малых ворот (Кичик-Капу), на склоне горы под оборонительной стеной Педжере-Исар («Стена с окном») был обнаружен, раскопан, исследован и открыт для посещения грандиозный по своим размерам колодец, известный из литературы XIX в. под названием Тик-Кую («Прямой Колодец»). Когда-то этот колодец был засыпан. Смутные сведения о нем сохранились в памяти местного населения. Однако долгое время точное местонахождение колодца было неизвестно. Инициаторами поисков колодца Гик-Кую явились члены крымских караимских обществ. В дальнейшем работы велись с участием широкого круга энтузиастов при поддержке Центра спелеотуризма «Оникс-Тур», Ассоциации крымских караимов, Украинского государственного института минеральных ресурсов (Симферополь), Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника.
Колодец Тик-Кую высечен древними строителями в толще материковой скалы и представляет собой круглую вертикальную шахту, имеющую диаметр в верхней части от 1,8 до 2,2 м. На глубине 25 м с восточной стороны к колодцу примыкает широкая наклонная внутри скальная галерея почти квадратно¬го поперечного сечения, высотой от 1,8 до 2,2 м, шириной от 1,8 до 2,4 м. Длина галереи — около 100 м. Галерея на всем протяжении имеет высеченную в скале лестницу и под углом 22 косо ведет вверх. На расстоянии 80 м к западу от вертикальной шахты, в 70 м к юго-западу от Малых ворот, галерея сообщается широким входом с поверхностью скалы. На скальном своде галереи имеются надписи (копотью) латинскими буквами и знаками древнееврейского алфавита. Ниже места соединения колодца с галереей шахта колодца расширяется до 5 м за счет винтовой лестницы, шестью витками уходящей вглубь колодца в нижний зал (размерами в плане 6,5 × 7 м, высотой до 2,5 м). На дне нижнего зала расположены две водосборные ванны с водой, возможно, конденсатного происхождения. В прошлом вода заполняла, кроме ванн, весь нижний этаж колодца, объемом около 115 куб. м. Общая глубина колодца Тик-Кую составляет 45 м. В ходе расчистки колодца были извлечены на поверхность сотни тонн заполнителя в виде камней и грунта. Встречены фрагменты керамики, железные гвозди, ослиные подковы (возможно, вода поднималась из колодца в глиняных сосудах на ослах). Последовательность создания различных частей сооружения требует уточнения.
В настоящее время в колодец проведено электрическое освещение и установлены металлические перила на винтовой лестнице.
Колодец Тик-Кую является не единственным гидротехническим сооружением такой конструкции в Крыму. В 1936 г. археологами были исследованы остатки необычного древнего колодца в поселке Аджимушкай, на северо-восточной окраине Керчи (в Восточном Крыму). Колодец высечен в скале. Его круглая вертикальная шахта диаметром 1,1 м на глубине около 9 м расширяется и образует обширный, глубокий водоем. На расстоянии 14 м к северо-востоку от вертикальной шахты на поверхности земли имелось четырехугольное углубление. От него начиналась высеченная в скале наклонная галерея с лестницей в 30 ступеней, ведущей косо вниз (под углом 45) к водоему колодца. Общая глубина аджимушкайского колодца составляет 19 м. К сожалению, во время гражданской войны 1918-1920 гг. галерея этого колодца была взорвана.
В Чуфут-Кале и его ближайшей округе имеется около 200 пещерных сооружений различного назначения, из них 60 пещер — в Старом городе, 84 пещеры расположены с восточной (внешней) стороны Средней оборонительной стены и в Новом городе.
С внешней стороны Восточной оборонительной стены, перед средней частью ее, расположен вырубленный в скале двойной ров — наружный и внутренний, а перед северной частью стены — только наружный. Глубина наружного рва в его северной части достигает 9 м. По дну наружного рва от Больших ворот (Биюк-Капу) в долину Ашлама-Дере (расположенную к северу от Чуфут-Кале), проходила ездовая дорога. В настоящее время она завалена камнями и заросла кустарником. Рядом со рвами, к востоку от них, высечен в скале огромный бассейн для сбора дождевой воды. С западной стороны он имеет широкий и пологий сход. Возможно, бассейн служил для водопоя животных. На площади перед воротами, рядом с бассейном располагалась «привозная площадь», на которую крестьяне из окрестных деревень привозили дрова, уголь, различные продукты и покупали у горожан товары городского производства. Наряду с рынком у Больших ворог, существовал «Старый базар», который находился в Старом городе. В 110 м к востоку от Восточной оборонительной стены имеются остатки мельницы.
К востоку от Больших ворот, в непосредственной близости от них, расположена развилка дорог. От развилки правая (нижняя) дорога ведет в Иософатову долину и к караимскому кладбищу. Дорога высечена в скале. Кладбище расположено в широкой лесистой балке Балта- Тиймез (« Топор не коснется») на двух пологих склонах горы. Вход на кладбище — слева от дороги, через каменные ворота с аркой. Вид кладбища поражает количеством надгробных памятников и разнообразием их форм. Известным гебраистом Н.В. Кошовской насчитано здесь 47 типов надгробий. На некоторых памятниках изображены символы: концентрические окружности, кипарисы, розетки, кабалистические многоугольники в круге. Многие надгробия, имеющие надписи на древнееврейском языке, относятся к средневековью и новому времени. Надгробия, появившиеся в XX в., как правило, имеют двуязычные надписи — на русском и древнееврейском языках. Изучение надгробных памятников на кладбище еще не завершено.

Оставьте свой отзыв









Действует политика конфиденциальности