Архитектура Воронцовского дворца

category1

Архитектура Воронцовского дворца

Алупкинский дворец необычностью архитектурных форм выделяется среди других сооружений Южного берега Крыма.

Строился дворец по проекту англичанина Эдуарда Блора (17891879), придворного архитектора короля Вильгельма IV и королевы Виктории, одного из основателей Королевского археологического института в Лондоне. По его проекту был построен замок Абботс Форд в Шотландии для Вальтера Скотта. Блор принимал участие и в сооружении известного Букингемского дворца в Лондоне. Созданный им проект Алупкинского дворца отвечал новым тенденциям, появившимся в западноевропейской и русской архитектуре того времени.

В начале XIX в. в архитектуре и искусстве Англии, как и других стран Европы, стало развиваться романтическое направление. Неудовлетворенность общественными порядками капиталистической эпохи, которые, как писал Энгельс, оказались вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей, вызвала в среде деятелей науки и культуры стремление идеализировать докапиталистическое средневековое прошлое.

В архитектуре романтическая идеализация прошлого проявилась в использовании форм средневековых построек романских, готических, мавританских и других. Блор был одним из зачинателей романтического направления в Англии.

Классицизм, господствовавший в русской архитектуре второй половины XVIII начала XIX в., оставил замечательные архитектурные ансамбли, созданные выдающимися русскими зодчими Воронихиным, Росси, Баженовым, Казаковым. Этот величавый и строгий стиль, отличающийся ясностью композиционных построений, гармонической четкостью пропорций и членений, развивался в период расцвета русской дворянской империи.

В 3040-х гг. XIX столетия в связи с началом общего кризиса феодально-крепостнической системы в русском зодчестве наблюдается отход от принципов классицизма. В литературе и искусстве это было время утверждения и господства романтического направления. В архитектуре романтические тенденции проявились в обращении к стилям более ранних эпох использовании готических, византийских или восточных элементов.

Использование элементов готики характерно для таких памятников русской архитектуры, как усадьба Паниных в Марфино под Москвой (архитектор М. Д. Быковский), комплекс сооружений в Петергофе, выполненный Н. Л. Бенуа, постройки английского архитектора Менеласа в Царском Селе, белый зал Мраморного дворца в Петербурге, отделанный архитектором А. П. Брюлловым.

Но если природа среднерусской полосы не особенно гармонировала с готическими и восточными элементами новой архитектуры, то живописный крымский горный ландшафт, экзотическая растительность создавали великолепный фон для архитектуры нового стиля.

Особняки дворянских имений, различные парковые и культовые сооружения строились на Южном берегу Крыма с элементами восточной архитектуры и в готическом стиле. Не случайно один из современников писал: Поднявшись на горы средней вышины, вы начинаете усматривать вдоль по дороге дачи с домами, выстроенными самым затейливым образом. Попеременно вы видите то небольшой дом в азиатском вкусе, трубы которого похожи на минареты, то красивый готический замок, то уютненькую дачку, вроде английских коттеджей, совершенно погруженную в море зелени и цветов. Большинство построек того времени не сохранилось. Тем более интересен для нас дворцово-парковый ансамбль в Алупке, в котором особенно ярко проявились черты архитектуры 3040-х годов прошлого века.

До сих пор Блор считался единственным проектировщиком дворца. Но, судя по архивным источникам, первоначальный проект был заказан одесскому архитектору Боффо, который строил для Воронцова дворец в Одессе. В одном из писем в январе 1829 г. граф писал, что в Алупке определено место для будущего дворца и уже утвержден проект, выполненный архитектором Боффо.

В музее сохранился план с надписью: Проект дома для Алупки. Несмотря на то, что он не подписан архитектором, есть все основания предполагать, что именно этот проект и был составлен Боффо. Дворец проектировался им в классическом стиле.

В 1828 г., считающемся годом, когда началось строительство дворца, составлялась смета, согласно которой было закуплено большое количество белого керченского камня, предусматривалась и позолота для оформления внутренних помещений, что соответствовало классическому характеру будущего здания. В марте 1830 г. были заложены первые камни в фундамент столового корпуса. Как известно, Боффо сам приезжал в Алупку, чтобы уточнить план и дать указания строителям.

Однако в апреле 1831 г. Воронцов посылает распоряжение о временном прекращении строительства до получения нового плана, так как у него возникла мысль об изменении проекта Боффо.

В 1832 г. архитектором Эдуардом Блором был составлен новый проект (именно этим годом датированы все чертежи Блора, хранящиеся в Алупкинском дворце). В декабре 1832 г. началось возведение стен столового и центрального корпусов. С этого же года всеми строительными работами руководили прибывшие сюда английские архитекторы: вначале Гейтон, а с декабря 1833 г. и до окончания строительства Вильям Гунт.

У многих посетителей дворца возникает вопрос, побывал ли Блор в Алупке. В архиве никаких сведений об этом нет, но, судя по акварельному проекту, который хранится в музее, трудно предположить, что Блор приезжал в Алупку. Ведь контуры горной гряды и зубцов Ай-Петри настолько выразительны, что вряд ли их можно забыть. В проекте же Блора изображена горная гряда, мало напоминающая Ай-Петринскую. Очевидно, он был лишь осведомлен о рельефе местности и учел его, работая над проектом в Англии. Архитектор принял во внимание и то, что к 1832 г. уже были готовы фундаменты столового и центрального корпусов. Центральный корпус, почти квадратный в плане, с глубокой нишей, решен им так же, как в первоначальном проекте, выполненном Боффо.

В проекте дворца Блором предложен стиль английской архитектуры XVI в. так называемый стиль Тюдор (по имени династии Тюдоров, правивших тогда в Англии). С окончанием междоусобных феодальных войн и укреплением централизованной государственной власти отпала необходимость в сооружении крепостей, игравших в средние века оборонительную роль. Вместо мрачных феодальных замков в загородных резиденциях английской знати стали строиться роскошные дворцы, комфортабельные виллы, где все располагало к отдыху. Внутренние помещения стали удобными и светлыми. В них делались широкие оконные проемы, окна-двери, эркеры своеобразно остекленные выступы в стене, проходящие во всю высоту здания. Они увеличивали размер комнат, улучшали их освещенность, позволяли, не выходя из дома, ощутить красоту окружающего ландшафта. Однако в английских постройках XVI в. сохранились многие традиционные черты предшествующего архитектурного стиля с той лишь разницей, что элементы, применявшиеся в средние века с целью обороны башни, зубчатые стены, носили теперь исключительно декоративный характер, вводились для создания определенного эмоционально-художественного образа. Чисто декоративную роль стали играть и готические конструкции. Это хорошо видно в архитектуре Алупкинского дворца, который во многом напоминает английский замок-усадьбу XVI в.

Однако дворец нельзя считать простым повторением английских неоготических сооружений, механическим перенесением их форм на русскую почву. Архитектура дворца является своеобразной интерпретацией стиля Тюдоров.

Сакля