
Архитектура Воронцовского дворца
Архитектура Воронцовского дворца Западный подъезд
Как неприступный средневековый замок воспринимается Воронцовский дворец с запада, где был главный въезд в парадный двор. Высокие монументальные башни, заканчивающиеся выступающими бойницами, узкие щелевидные амбразуры окон, как бы предназначенных для оборонительных целей, придают ему сходство с крепостью. На самом деле эти элементы имеют декоративное назначение, создают определенный зрительный эффект.
Впечатление неприступного средневекового замка усиливается в узком проезде, образованном корпусом для гостей, столовым и хозяйственным корпусами, между которыми перекинут висячий мостик для крепостных музыкантов, переходивших из хозяйственных помещений на балкон в парадной столовой. Высокие мрачные стены грубой кладки чередуются с треугольными выступами-контрфорсами, являющимися своеобразной опорой для стен. Все здесь напоминает узкую улочку средневекового города.
Проезд приводит к большому парадному двору, где перед глазами внезапно открывается роскошная панорама парка, горная гряда с вершиной Ай-Петри и центральный корпус дворца.
Северный фасад
Северный фасад дворца по своему стилю очень близок к английским тюдоровским постройкам XVI в., в которых сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения. Здесь только часовая башня напоминает о средневековом замке.
Подчиняясь строгой ритмичности, из плоскости стены поочередно выступают центральная часть фасада с главным входом, эркеры и замыкающие фасад боковые выступы, отдаленно напоминающие башни и заканчивающиеся купольными навершиями оригинальной формы. Это чередование выступов ризолитов подчеркивается вертикальными тягами, многогранными колонками, которые, проходя по всему зданию, выступают над крышей, заканчиваясь красивыми декоративными навершиями, пинаклями. Ритму выступов соответствует такой же торжественный ритм больших оконных проемов. Это был новый прием в архитектуре Воронцовского дворца, не свойственный средневековым постройкам.
Зубцевидные завершения стен, остроконечные купола башенок, пинакли, декоративный фронтон и высокие дымовые трубы, напоминающие полураспустившиеся цветы, собранные в соцветия, придают фасаду строгую сдержанность и торжественность. Благодаря им Алупкинский дворец как бы перекликается с горной грядой, тоже причудливо изрезанной, с кипарисами и другими декоративными деревьями окружающего парка.
Это уже не крепость, а величественный дворец, архитектура которого должна была внушить уважение к знатности и богатству его владельца.
Один из современников Воронцова, восхищенный искусством резьбы по камню, воскликнул: Зачем не сделать было все это из чугуна, и дешевле бы стало и быстрее?. Я хотел, отвечал граф, чтобы было дорого. Всего на сооружение Воронцовского дворца и его отделку, не считая стоимости строительного материала, могущественным царским сановником было затрачено 9 миллионов рублей серебром.
Южный фасад
Южный фасад Воронцовского дворца, обращенный к морю, имеет нарядный и праздничный вид. Он совсем иной и по архитектурному, и по цветовому решению, в его оформлении отчетливо выражены элементы восточной архитектуры. При проектировании дворца был учтен исторически сложившийся облик городов и селений Крыма, долгое время находившегося под турецко-татарским владычеством и сохранившего в начале XIX в. восточный колорит.
Глубокая ниша южного фасада напоминает вход в мусульманскую мечеть. Она обрамлена двойной узорчатой подковообразной аркой и покрыта белым лепным орнаментом. По фризу ниши проходит надпись на арабском языке, шесть раз повторяющая изречение: И нет победителя, кроме аллаха. Одноцветную окраску портала разнообразят легкие балкончики с майоликовыми решетками.
Многогранные стройные колонки, ограничивающие нишу, заканчиваются высокими башенками с маленькими куполами, напоминающими минареты. Восточные черты присущи и другим элементам декора. Открытые террасы, окружающие корпус, характерны для южных построек. Поражают искусно выполненные лепные рельефы, каменные украшения ажурной балюстрады на крыше.
Архитектором удачно найдены пропорции и формы архитектурных деталей, благодаря чему южный фасад дворца с восточными элементами органически вписался в архитектурный комплекс, выдержанный в стиле английской архитектуры XVI в. Сочетание, казалось бы, несовместимых архитектурных стилей выполнено настолько умело, с таким художественным вкусом и мастерством, что весь дворцовый ансамбль приобрел неповторимое своеобразие.
Искусное использование местного строительного материала, талант камнерезов и других мастеров из народа, сооружавших дворец, гармоническое слияние его с окружающим ландшафтом, связь с русской культурой первой половины XIX в. (несмотря на нерусские, казалось бы, архитектурные формы) все это позволяет отнести Алупкинский дворец к наиболее интересным памятникам архитектуры 3040-х годов прошлого века.