Чуфут-Кале

category1

Чуфут Кале пожалуй является, самым известным и самым популярным «пещерным городищем» Крым. В такое время года как январь на Чуфут Кале много экскурсантов и зимой его плато бывает столь же оживленно, сколь может быть и летом. Скорее всего это может быть связано с удобным расположением этого «пещерного города», его близостью к Бахчисараю. Но основная причина, конечно же, состоит в красоте Чуфут Кале и окружающей его местности. Действительно, с каким другим сказочным видом может сравниться вид из Марьям-Дере (ущелье) на поднебесный город, расположенный высоко на горе!

Заказать Экскурсия Чуфут Кале

Большой «пещерный городище» Чуфут-Кале расположен на расстоянии около 2 км, юго-восточнее Бахчисарая района Староселья — на плоской вершине скалистой возвышенности, являющейся северо-западным отрогом горы Чуфут-Кале (се наибольшая высота — 564 м над уровнем моря).
До Староселья можно доехать от бахчисарайского вокзала (железнодорожного и автобусного) на городском автобусе No 2 или маршрутном такси. Поездка займет около 15 минут.
Чуфут Кале
В Староселье у межвходной двери располагалась выкованная цепь,дабы никто из учащихся не имел возможности входить, не склоняя голову.
Продолжим путь по южной части склона одноменного Марьям-Дере (ущелья близ Чуфут Кале). На противоположном склоне под скалой видны остатки построек. Здесь до 1778 г. располагалось греческое поселение. Также пойти пешком по живописному Бахчисарайскому ущелью, в котором расположена большая часть Старого города. Для этого нужно от дворца-музея повернуть направо и пойти по улицам Гаспринского и Басенко, ведущим в одном направлении — на восток. Дорога проходит по узкой улице между скал, мимо мечети Тахталы-Джами и белых стен старых каменных домов, построенных в восточном стиле. Справа, в одном из домов находится мемориальный памятник-музей выдающегося гуманиста, крымско-татарской национальности, просвещателя и литератора И М Гаспринского (1851-1914 гг.).
Чуфут Кале
В наиболее тесном расположении Бахчисарайского ущелья, напротив остановки «Конечная — Чуфут Кале», на южном склоне расположне вход к узкому каньону,имеющему вертикальные скальные стены. Он называется Канлы Дере именуемое также как «Кровавое Ущелье». Несмотря на устрашающее название, это место очень живописно. В скальном навесе под восточным порывом каньона Канлы-Дере археологом А. А. Формозовым в 1952-1956 гг. велись исследования стоянки первобытного человека. Здесь было найдены тысячи кремниевых изделий эпохи среднего палеолита (50 — 35 тысячалетий ранее).
Около Староселья, вблизи остановки автобусов нужно идти на юго-восток асфальтированной дорогой к южной границе Марьям-Дере (ущелья Святой Марии). Левее тропы, в самом начале ее, располагался средневековый населенный пункт с названием Салачик. Тут сохранились несколько памятников XVI века: мавзолей Хаджи Гирея, который считается рода династии Крымских Ханов, и Зинджерлы-медресе (мусульманского учебного заведения), построенное по указанию Хана Менгли Гирея первого, являющегося потомком Хаджи Гирея. Мавзолей (на крымско-татарском языке, дюрбе) представляющего собой восьмигранник. В 1515 г. в этом мавзолее был похоронен и сын Хаджи Гирея — Менгли Гирей первый. Зинджерлы-медресе расположено рядом с мавзолеем. Название медресе «Зинджерлы» означает переводится дословно как цепь. Оно связано с тем, что в поселении Мариамполь, выходцами из которого во второй половине XVIII в. был основан город Мариуполь на северном берегу Азовского моря.
Чуфут-Кале
Дорога ведет полого вверх, проходит внизу скалы, продвигая к Марьям-Дере (ущелье), приводит к Свято-Успенскому мужскому монастырю, который является самым древним из крымских пещерных монастырей, основанному вероятнее всего, в XV веке. У площади справа имеется крупная каменистая лестница, приводящая вас на плато где располагаются, колокольня и два пещерным храма — храм Успения Пресвятой Богоматери и храму Святого Марка. Слева, внизу данной части ущелья расположены здания, относящиеся к монастырю, а на противоположном склоне у подножия скалы — старое монастырское кладбище, на котором похоронены воины, павшие в сражениях Крымской войны, во время героической оборонения Севастополя 1854-1855 гг. На кладбище ведет тропа с восточной окраины монастыря.
Продолжим путь по Марьям-Дере (ущелье). Левее от дороги располагается кладбище советских солдат, скончавшихся в лечебных заведениях Бахчисарайского района во время тяжелейшего штурма (взятия Севастополя проходившего в мае 1944 года. На черных мраморных плитах выгравированы имена. На этом кладбище покоятся 170 человек.
Чуфут Кале
Вскоре асфальт кончается, ущелье расширяется, и мы, оказавшись на живописной поляне, останавливаемся перед незабываемым зрелищем. Высоко на фоне неба, на отвесной скале вырисовываются строения Чуфут-Кале: крепостные стены, здания и множество искусственных пещер, расположенных в 3-4 яруса. Поднимемся па ближайший пригорок, находящийся справа, — так называемую смотровую площадку, чтобы еще раз полюбоваться этим видом.
Под скалой, на которой выстроен город, слева от начала подъе¬ма к нему, на склоне, поросшем кустарником, расположен раннес¬редневековый могильник. Здесь были исследованы 109 склепов, 24 подбойные могилы и 2 грунтовые могилы. Большинство захороне¬ний на этом могильнике датируются VI—VIII вв.
Ущелье Марьям-Дере заканчивается и наш дальнейший путь к Чуфут-Кале лежит по Иософатовой долине на восток, по широкой каменистой тропе, вдоль каменной ограды, мимо иссякшего фонтана (источника) Газы Мансура, мимо текие (обители) дерви¬шей и мусульманского кладбища XV-XIX вв., которые располага¬ются справа от тропы.
К старому текие дервишей и мусульманскому кладбищу XV- XIX вв. от каменных ворот ведет вверх по склону горы каменная лестница, частично заплывшая землей. На большой площадке сре¬ди надгробий с надписями на арабском языке заметны остатки больших построек, сложенных из тесаного камня. Согласно тради¬ции, на этом месте в одном из зданий похоронены три человека: Газы Мансур, шейх Халиль и шейх Рамазан. Похороненные рядом с мусульманским святым Газы Мансуром два шейха — Халиль и Рамазан прибыли в Крым из Бухары, открыли во сне место моги¬лы Газы Мансура, основали здесь текие в 838 г. Хиджры (1434 г.) и после смерти сами были похоронены рядом с Газы Мансуром. По сообщению знаменитого турецкого путешественника XVII в. Эвлии Челеби, могила Газы Мансура — это величественное здание, место поклонения. Известный арабист и эпиграфист О. А. Акчокраклы в первой половине ХХ в. Писал об этом месте: «В летние месяцы сюда ежегодно приходят целые семьи верующих мусуль¬ман на поклонение и раз в год собираются качающиеся дервиши на торжественную молитву». По мнению О. А. Акчокраклы, текие дервишей, основанное на этом месте, было связано с мусульманс¬кой общиной Чуфут-Кале.
Чуфут Кале
Продолжим путь по Иософатовой долине на восток до развилки троп. От развилки левая широкая тропа ведет на север и вверх серпантином по склону горы к Малым воротам Чуфут-Кале. Пра¬вая тропа ведет на восток в сторону большого караимского клад¬бища, на котором находятся более 5 тысяч надгробий, многие из которых имеют надписи на древнееврейском языке. Кладбище расположено на двух склонах горы в восточной части Иософатовой долины. Совпадение названия этой долины с названием священной долины в Иерусалиме является неслучайным. Также как иеруса¬лимская Иософатова долина с большим иудейским кладбищем на склоне горы, Иософатова долина вблизи Чуфут-Кале была почита¬емым местом погребения. Сюда привозили покойников не только из Чуфут-Кале, но также из других городов и даже издалека. С го¬родом Чуфут-Кале кладбище было связано высеченной в скале ез¬довой дорогой, которая вела от Больших ворот в Восточной стене. Другая дорога связывала кладбище с Бахчисараем, но не по уще¬лью Марьям-Дере, а южнее — по плато и западному склону горы Чуфут-Кале.
Чуфут Кале
«Пещерный город» Чуфут-Кале («Иудейская Крепость»), дру¬гие названия — Кырк-Ор, Кырк-Йер, Топрак-Кала, Бутмай, Гевхер-Керман (Джевхер-Кермен), Джуфт-Кале, расположен на высоте около 485 м над уровнем моря, на обширном плато, вытянутом с запада на восток. Плато ограниченно с трех сторон вер¬тикальными обрывами скал высотой до 50 м. Оно имеет уклон к западу. Перепад высот между крайней западной оконечностью плато и местом расположения Восточной оборонительной стены составляет около 200 м.
Территория города делится на три неравные по площади части. Западная часть — Бурунчак («Мысок») представляет собой пус¬тырь площадью около 36 га. Средняя часть — Старый город (Эски-Кале) имеет имеет площадь около 7 га. Восточная часть Новый город (Йаны-Кале) имеет площадь около 3 га. Старый город отделен от пустыря невысокой каменной оградой. Между Старым городом и Новым городом, в узком месте плато расположена самая старая крепостная стена Чуфут-Кале, так называемая Средняя оборони¬тельная стена. Территория Нового города ограничена с запада Средней оборонительной стеной, а с востока — Восточной оборо¬нительной стеной, перед которой находится обширное плато горы Чуфут-Кале. В Средней оборонительной стене имеются Средние ворота (Орта-Капу), связывающие Старый город с Новым горо-дом. В Восточной оборонительной стене расположены Большие ворота (Биюк-Капу). Протяженность территории города Чуфут-Кале с запада на восток вместе с Бурунчаком составляет около 1,5 км.
Южные ворота Чуфут Кале
Наиболее короткий путь из ущелья Марьям-Дере и западной части Иософатовой долины в Чуфут-Кале возможен по пешеход¬ной тропе через Малые ворота (Кичик-Капу), или, как их еще называют, Южные ворота, устроенные в Южной оборонительной сте¬не. Эта стена хорошо видна снизу. Сейчас путь по пешеходной тро¬пе является основным экскурсионным путем к Чуфут-Кале. Однако в средневековье главный путь в город осуществлялся не по тропе, а по кружным ездовым дорогам, которые вели по восточной части плато к Большим воротам в Восточной оборонительной стене.
Итак, от развилки троп мы следуем коротким путем — по ле¬вой широкой тропе на север и вверх по склону горы. По мере подъема тропа постепенно обретает вид древней дороги, мощеной камнем. Последний, верхний марш дороги, круто повернув влево, приводит к Южной оборонительной стене и дубовым двухстворчатым воротам, обшитым полосами кованого железа. Ворота распо¬ложены так, что увидеть их можно, только подойдя вплотную к ним.
Южная оборонительная стена сложена из слегка подтесанного камня на известковом растворе, имеет толщину около 1 м, высоту 5 м. Возведена стена на рубеже XV-XVI вв. Более ранняя оборо¬нительная стена на этом участке проходила в 20 м к северу и выше, по краю плато, перекрывая расщелину в скале.
Чуфут Кале
Пещеры у Южных ворот. В районе Южных ворог имеется более 30 пещерных сооружений, расположенных друг над другом. Многие пещеры связаны между собой наружными и внутренними лестницами и, по-видимому, являются остатками еди¬ного пещерного комплекса. Южная оборонительная стена пересе¬кает этот комплекс, возникший ранее стены.
За Южными воротами дорога проходит по узкому коридору, ле¬вая сторона которого образована подрубленной скалой, а правая — тыльной стороной оборонительной стены. В конце коридора дорога приводит на небольшую площадку и вновь совершает поворот. Пе¬щеры располагаются по обе стороны от дороги, ведущей в глубь города. Слева пещеры располагаются в два — три яруса, спра¬ва — в четыре яруса. В литературе XIX в. содержится упоминание о том, что в одной из пещер этого южного комплекса была живопись, т. е., возможно, фресковая роспись.
Чуфут Кале
Справа, в восточной части первого яруса пещерного комплекса у Южных ворот находится так называемое помещение № 3. Вход в него — с запада через частично разрушенный входной проем. Помещение имеет прямоугольную в плане форму размерами 7,76 × 6,4 м, высоту 2,2 м. В южной стене устроены три окна — два прямоугольных и одно арочное. Справа от последнего имеется подрубка, похожая на углубление иконы. Ниже, вдоль южной стены расположены остатки скамьи. В северо-западном углу находится отгороженное помещение размером в плане 2,1 × 2,3 м, высотой 1,9 м, открытое с востока. С юга в это помещение ведет прямоугольный входной проем, порог которого возвышается на 0,4 м над полом.
Над проемом, с южной стороны, устроено еще одно углубление, возможно для иконы. В этом углублении имеются остатки штукатурки. За отгороженным помещением, в северо-западном углу расположен другой входной проем, который ведет в помеще¬ние, где в 1973 г. археологами была раскопана большая усыпальни¬ца с находившимися в ней человеческими костями.
Молитвенник Чуфут Кале
У археологов, исследовавших Чуфут-Кале, возникло предполо¬жение о том, что помещение № 3 являлось христианской церковью, однако вследствие позднейших переделок первоначальный облик ее изменился. По мнению Ю. М. Могаричева, если верно это пред¬положение, в архитектурном плане церковь была похожа на «Церковь с баптистерием» на крымской горе Тепе-Кермен, а отгороженное помещение, скорее всего, являлось расположенным внутри наоса алтарем.
Другое помещение, похожее на трапезную, расположено также как помещение №3 в первом ярусе восточной части комплекса.
Чуфут Кале
Вход в эту пещеру – с запада, вблизи дороги. Помещение имеет форму близкую к прямоугольной. Вдоль стен, почти по периметру пещеры, высечена скамья. Восточный угол помещения вместе со скамьей значительно скруглен. В полу и в северо-восточной стене сделаны углубления, возможно, хозяйственного назначения. У входа, в полу устроена цистерна для сбора дождевой воды. В северо-западной стене имеется входной проем, ведущий в соседнее, веро¬ятно, хозяйственное помещение. В некоторых пещерах комплекса, на стенах вырезаны кресты.
Особенности пещерного комплекса у Южных ворот позволили М.Я. Чорефу предположить, что здесь в VIII—IX вв. находилось небольшое христианское поселение, вероятно, монастырь.
А.Г. Герцен и Ю.М. Могаричев, развивая гипотезу М.Я. Чорефа, высказали предположения о том, что пещеры, густо располо¬женные в районе Южных ворот, являются остатками христианско¬го пещерного монастыря времен аланского Кырк — Ора («Сорок — Крепостей» — старое название Чуфут-Кале), что время жизни этого монастыря может быть определено XI-XIV вв., и что мона¬стырь опустел после того, как в середине XVв. Кырк — Ор стал столицей Крымского ханства и понадобилось перестроить оборо¬нительную систему города. Однако, по мнению А.Г. Герцена и Ю.М. Могаричева, кырк-орский монастырь ликвидировался не окончательно, его преемником в XVв. мог стать Успенский монас¬тырь на противоположной стороне ущелья Марьям-Дере.
Чуфут Кале
Дорога, высеченная в скале, приводит на плато. Мы находимся на территории Старого города. В этой части города выделяются три улицы. Самая северная из них называется «Бурунчакская». Южнее ее и под углом к ней расположена Средняя улица. Еще южнее и почти параллельно Средней расположена Кенасская улица. Названия улиц — новые. Их старые названия не известны.
Кенассы. Один из маршрутов проходит по южной стороне Старого города, по Кенасской улице, мимо двух кенасс — караимс¬ких молитвенных домов — Большой и Малой. Эти здания, крытые черепицей и расположенные над обрывом, были хорошо видны снизу, когда мы осматривали Чуфут-Кале. Большая кенасса, расположенная западнее, построена, возможно, в XIV в. Обе кенассы находятся в небольшом дворе за высокой каменной оградой. В Большой кенассе устраивались праздничные собрания. Малая кенасса предназначалась для собраний, где реша¬лись различные дела караимской общины.
Крымские караимы — особая группа крымских жителей и выходцев из Крыма, предки которых издавна исповедовали иудаизм, не признавали Талмуд, не имели раввинов и говорили на караимском языке, входящим в тюркскую языковую группу. Языком религиозной жизни караимов является древнееврейский язык (иврит). Караимы проживали в Чуфут-Кале с середины XIV в. В XVII-XIX вв. они составляли большинство населения этого города. Караимская община Чуфут-Кале была самой крупной караимской общиной полуострова.
Чуфут Кале
Возможно, недалеко от кенасс находилась первая караимская типография, основанная в 1731 г. Это была также первая типография в Крыму. Деревянные шрифты для нее были выписаны из Ве¬неции. В библиотеке Бахчисарайского музея хранятся книги на древнееврейском и караимском языках, отпечатанные в этой ти¬пографии. Она существовала в Чуфут-Кале до первой половины XIX в., потом была переведена в Евпаторию.
Мечеть. Три улицы — Бурунчакская, Средняя и Кенасская — сходятся к площади, расположенной в восточной части Старого го¬рода, недалеко от Средних ворот (Орта-Капу). На этой площади, между Бурунчакской и Средней улицами, находятся руины мечети, построенной в 1346 г., в правление золотоордынского хана Джанибека. Мечеть была существенно реконструирована в 1455 г., в период правления хана Хаджи Гирея, и являлась главной мечетью Крымс¬кого ханства. Здание имело в плане прямоугольную форму разме¬рами 13,8 × 10,65 м (по внешнему обмеру), ориентировано с севера на юг. Перекрытие было купольным. В южной стене с внутренней стороны имелась молитвенная ниша — михраб со сталактитовым сводом. В северо-западном углу мечети был поставлен минарет.
Мавзолей Джанике — ханым. В 20 м к северо-востоку от руин мечети, на площади расположен хорошо сохранившийся мавзолей, в котором похоронена дочь золотоордынского хана Тохтамыша Джанике-ханым, умершая в 1437 г. Мавзолей представляет собой центрическое восьмигранное сооружение под черепичной крышей. С южной стороны к нему пристроен высокий портал, об¬разованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Портал ук¬рашен резьбой. Над входом в мавзолей в кладке стены находилась каменная плита с двухстрочной надписью на арабском языке: «Гробница великой царицы Джанике-ханым, дочери великого хакана (…….) [Тохтамыш-хана] скончалась в месяце Рамазана 841 г. (1437)». Возможно, мавзолей был построен в начале XVI в., од-новременно со строительством мавзолея Хаджи Гирея, в период правления хана Менгли I Гирея. Рядом с мавзолеем Джанике-ха¬ным располагалось старое мусульманское кладбище.
В 1940-х гг. было проведено археологическое исследование склепа под мавзолеем Джанике-ханым. Среди земли и камней на полу обнаружено несколько потревоженных человеческих скеле¬тов. Возможно, первичное захоронение не сохранилось.
С мавзолеем Джанике-ханым связано несколько легенд. Со¬гласно одной из них, Джанике жертвует собой ради спасения род¬ного города, осажденного врагами. Согласно другой, — гибнет вместе с возлюбленным, не покорившись воле жестокого отца. Од¬нако, на самом деле, Джанике-ханым пережила своего отца на 32 года. Известно, что чингизидка Джанике-ханым была выдана за¬муж за могущественного эмира ногайской орды Едигея. В 1416 г. совершила паломничество в Мекку. После смерти мужа и брата в 1420 г., поселилась в Кырк-Оре на своей родине и родине своей ма¬тери. Став старшей в роду Тохтамыша, вероятно, была правительницей Кырк-Ора до своей кончины в 1437 г. Поддержала Хаджи — Гирея в его борьбе за власть.
Чуфут Кале
С северного края плато открывается вид на долину Ашлама — Дере («Долина саженцев») и на Главную гряду Крымских гор. Пребывание на этом участке плато требует осторожности из-за высокого обрыва скалы.
В южной части площади находится так называемый водосбор¬ный колодец. Он представляет собой высеченный в материковой скале резервуар для сбора дождевой и талой воды. Колодец и вы¬рубленные рядом с ним в скале желоба, направляющие воду, рас¬положены так, что основной поток воды из Нового города, прохо¬дящий через Средние ворота — Орта-Капу, неизбежно оказывает¬ся в колодце. Рядом с колодцем высечены в скале два прямоуголь¬ных отстойника. Когда-то здесь же находился водосток, сложен¬ный из керамических труб.
Пещеры Хамам-Коба и Сакыз-Коба. В 15 м к югу от водо¬сборного колодца, у южного края плато, к западу от Средней обо¬ронительной стены, в непосредственной близости от нее, располо¬жены две искусственные пещеры — Хамам-Коба («Банная Пеще¬ра») и Сакыз-Коба («Мастичная Пещера»). Эти пещеры имеют один общий широкий вход с юга. Просторная прямоугольная пеще¬ра Хамам-Коба служила местом купания или обливания, возможно, холодной водой в летнюю пору. Вдоль западной стены высечен в скале бассейн, а вдоль северной и восточной стен — широкие ска¬мьи. Потолок поддерживает массивная скальная колонна. Справа, в южной стене имеется широкий лестничный спуск в другую меньшую, но тоже достаточно просторную, пещеру Сакыз-Коба с небольшим окном в южной стене. В этой пещере, согласно преданию, собирались караимки, где они беседовали и жевали мастику (смолу), содержавшую, возможно, какое-то тонизирующее или наркотическое вещество.
Средняя оборонительная стена. К востоку от площади с руинами мечети и мавзолеем Джанике-ханым располагается самая старая стена города – Средняя оборонительная стена с воротами Орта-Капу, перекрытыми изящной полуциркульной аркой. Эта стена перегораживает плато от северного края до южного края и имеет протяженность около 120 м. Исследователи по-разному датируют ее строительство – в пределах VI-XII вв. Дело в том, что после возведения Восточной оборонительной стены Средняя оборонительная стена утратила свое боевое значение и подверглась многочисленным переделкам. Раскопки, проводившиеся в 1956-1959 гг. под руководством Е.В. Веймарина, выявили первоначаль¬ную конструкцию Средней оборонительной стены. Она состояла из двух панцирей, между которыми закладывали бут. Внешний пан¬цирь был сложен из крупных, хорошо отесанных блоков известня¬ка. Первоначальная толщина стены достигала 5 м, высота — 8 м. Почти параллельно стене, в 10 — 15 м к востоку от нее, проходил вырубленный в скале большой ров длиной 65 м, шириной 4 м, глу¬биной 2 м. Большой ров не доходил до северного края плато. Здесь в стене имелась вылазная калитка. Перед калиткой вырублены в скале два малых 12-метровых рва. По мнению Е. В. Веймарна, Средняя оборонительная стена возникла в Х-ХI вв.
Вопрос о датировке наиболее ранних участков Средней оборо-нительной стены окончательно не решен и связан с вопросом о времени возникновения Чуфут-Кале как укрепленного города. В письменных источниках город Чуфут-Кале впервые встречается под названием Кырк-Ор в «Летописи Бейбарса» — сочинении арабского хрониста Руки ад-Дина Бейбарса, умершего в Каире в 1325 г. Автор этого сочинения упоминает Кырк-Ор в числе крымских городов разгромленных войском золотоордынского эмира Ногая в 698 г. Хиджры (1299 г.).
Впрочем, мы уже находимся на территории Нового города, воз-никшего, как полагают археологи, на рубеже XIV-XV вв. и значи¬тельно расширившего территорию города Чуфут-Кале на восток.
Раскопками 1956-1959 гг. был раскрыт северный участок боль¬шого рва (не доходящий до обрыва) и затронут южный участок. Значительная часть рва скрыта руинами большой усадьбы, при¬мыкающей с востока к Средней оборонительной стене. Предпола¬гается, что это был ханский монетный двор. Однако достоверных свидетельств о расположении его именно в этом месте нет.
Пещерный комплекс Чауш-Кобасы. У северного края пла¬то, к востоку от Средней оборонительной стены, вблизи нее, из внешнего малого рва ведет вниз лестница в двухэтажный пещер¬ный комплекс Чауш-Кобасы («Пещера Начальника»), состоящий из двух огромных тщательно высеченных в скале помещений, по-видимому, хозяйственного назначения. Обе пещеры имеют прямоу¬гольную в плане форму. В центре верхней пещеры, при ее вырубке, оставлен столб, подпирающий потолок. Пещеры связаны между собой внутренней лестницей. Оконные проемы обоих скальных за¬лов обращены в обрыв. Особенно поражает своими размерами нижнее помещение. Как показали раскопки 1956-1959 гг., над этим пещерным комплексом располагалась богатая усадьба, построен¬ная в XVII в. Несомненно, пещерный комплекс Чауш-Кобасы явля¬ется выдающимся памятником скальной архитектуры в Крыму.
Тюремный каземат. Недалеко от пещер Чауш-Кобасы, у се¬верного края плато, в 50 м к востоку от Средней оборонительной стены расположен другой пещерный комплекс, который представ¬ляет собой тюрьму. Эвлия Челеби, побывавший во многих странах, писал о здешней тюрьме: «Нет в мире подобной тюрьмы, как эта адская темница… Из тюрьмы этой Чуфут-кале освободиться ни¬как невозможно, разве что если выйдешь из нее в гробу».
Пещерный комплекс, называемый тюрьмой, состоит из четы¬рех помещений. В него ведет с юга прорубленный в скале узкий проход с лестничным спуском. Справа от прохода расположено не¬большое помещение с амбразурой, обращенной в обрыв. Слева — вход в обширное помещение с двумя подпорными столбами. Два небольших окна обращены в обрыв. Перед окнами в полу зияет широкое прямоугольное отверстие, ведущее в нижнее помещение с небольшим окном, также выходящим в обрыв. По краям отверстия (люка) имеется подрубка для деревянного помоста. Выйти из нижнего помещения – своего рода каменного мешка – можно только по приставной лестнице.
Из письменных источников известно, что в XV-XVII вв. в застенках Чуфут-Кале ханы держали неугодных послов и знатных пленников, захваченных на войне, в надежде получить за них выкуп. Здесь в заточении находились литовский посол Лез (конец XV в.), польский гетман Потоцкий ( середина XVII в.), русский посол В. Айтемиров ( конец XVII в.). Русский воевода В.Б. Шереметьев находился в качестве пленного в застенках Чуфут-Кале с 1660 по 1681 годы. Эвлия Челеби видел Шереметьева в заключении и много разговаривал с воеводой. Требования выкупа были трудновыполнимыми. Наконец, будучи ослепшим и тяжелоболь¬ным стариком, Шереметьев незадолго до смерти был выкуплен родственниками.
В начале XVI в. столица Крымского ханства переносится в Салачик, а потом — в Бахчисарай. Вместе с ханским двором Чуфут-Кале покидает большая часть мусульманской общины города. Однако здесь остаются представители ханской администрации и гарнизон. Чуфут-Кале сохраняет свое значение как крепость на случай военных действий и используется как тюрьма.
Пекле осмотра тюремною каземата вернемся к Средней обо-ронительной стене и к воротам Орта-Капу. Отсюда начинается Главная улица Нового города, ведущая на восток, в сторону Восточной оборонительной стены. Справа от начала Главной улицы на южном краю плато, приблизительно в 50 м от Средней оборони¬тельной стены расположен колодец Копка-Кую («Ведро-Колодец»). Он вырублен в скале в виде круглой вертикальной шахты диаметром 1,4 м, глубиной 10 м. Внизу колодец сообщается с открытой с южной стороны большой пещерой. Возможно, ранее эта пещера имела стену, исключившую доступ снизу. Из карстовой полости поступала вода и заполняла нижнюю часть колодца. Воду поднимали ведром, опуская и поднимая его, вероятно, с помощью ворота. Таким образом, в случае осады город мог быть обеспечен водой.
Колодец Копка-Кую мог быть сооружен не ранее возведения Восточной оборонительной стены. По-видимому, колодец функциониро-вал не долго, т. к. источник иссяк: в XVII в., по свидетельству Эвлии Челеби, воду в Чуфут-Кале доставляли на ослах снизу, из ущелья.
Усадьба А. С. Фирковича. Продолжим путь по Главной улице на восток. В поверхность скалы глубоко врезались колеи от пово¬зок. Узкие тротуары сложены из каменных плит. Справа за стеной расположены два крытых черепицей жилых дома, построенных в XVIII в. Это — усадьба выдающегося караимского ученого, про¬светителя и путешественника А.С. Фирковича (1787-1874 гг.), известного собирателя и знатока древних рукописей, исследователя надгробных надписей. Дом, в котором жил ученый, нависает над южным обрывом и, как и кенассы, хорошо виден снизу.
Родившийся и получивший традиционное образование в Луцке, на Волыни, А. С. Фиркович в 1820-х гг. переехал в Крым и много странствовал по Европе, Турции, Палестине, Египту, Крыму и Кав¬казу. Исследуя содержимое гениз — хранилищ ветхих свитков при синагогах, А.С. Фиркович собрал обширную коллекцию древних рукописей. Она хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, содержит около 15 тысяч единиц хранения и представляет собой большую научную ценность. Значительную часть коллекции А.С. Фирковича составляют библейские тексты, которые до открытия рукописей в районе Мертвого моря в 1947 г. считались самыми древними.
Возвратившись из поездки по Ближнему востоку, А.С. Фиркович поселился в Чуфут-Кале. Усадьба Фирковича является одной из достопримечательностей города. Здесь столпа караимской уче¬ности посещали путешественники, ученые, журналисты, писатели. Умер А.С. Фиркович в Крыму в 1874 г. и был похоронен на кара¬имском кладбище в Иософатовой долине.
Как ученый А.С. Фиркович не избежал ошибок в своих воззре¬ниях. Несмотря на огромную важность собранной Фирковичем ру¬кописной коллекции, ряд документов и приписок к рукописям признаны недостоверными. Вызывают сомнения некоторые эпи графические открытия, сделанные А.С. Фирковичем в ходе изучения надгробных надписей.
Дом караимских обществ. Справа, за усадьбой А.С. Фирковича, над обрывом расположены руины здания с хорошо сохранившимся цоколем, сложенным из тесаных камней. Здесь находился «Дом караимских обществ» — каменное здание, построенное в 1897 г. На средства многих караимских общин для приема почетных гостей. На стенах парадного зала были развешаны портреты российских царственных особ, посещавших Чуфут-Кале, начиная с Екатерины II. В этом доме останавливался и последний российский император Николай II при его посещении Чуфут-Кале в 1902 г. В 1930-х гг. дом был разобран, сохранился только его высокий цоколь.
Слева от дороги расположена небольшая усадьба с бывшим домом караима Помпа, позже — домом, предназначенным для размещения в нем работников Бахчисарайского музея. Другое название дома — усадьба Чал-Борю (по имени или прозвищу смотрителя).
Усадьба С. Бейма. Проследуем далее по Главной улице на во¬сток. Справа расположены остатки усадьбы известного караим¬ского ученого XIX в. С. Бейма, духовного главы (газзана) чуфуткальской караимской общины, корреспондента Императорского Русского географического общества и Одесского общества исто¬рии и древностей. От усадьбы Бейма сохранились только камен¬ный забор, деревянный воротный проем, заложенный тесаными камнями, и высеченные в скале под бывшим домом две большие пещеры, возможно, хозяйственного назначения. С. Бейм был одним из последних старожилов Чуфут-Кале, покинув его в 1857 г.
Восточная оборонительная стена. В конце XIX в. в Чуфут-Кале было еще много домов. Ныне же восточная часть Главной улицы представляется пустынной. В конце улицы видны Восточная оборонительная стена, надвратная башня и Большие ворота (Биюк-Капу).
Восточная оборонительная стена, также как Средняя оборони¬тельная стена, перегораживает плато от северного края до южного края. Эта стена имеет протяженность 128 м, высота ее достигает 8 м. У северного и южного концов стены расположены так называемые угловые башни. В средней части стены располагается надвратная башня, прямоугольная в плане, размерами 5 × 5,6 м, высота башни со стороны города – 8,2 м. Воротный проем имеет высоту 5.5 м. Ворота двухстворчатые, деревянные, обитые сна¬ружи полосами кованого железа. Восточная оборонительная стена была возведена в XV-XVI вв. и впоследствии неоднократно пере¬страивалась. Во второй половине XVIII или начале XIX в. у южно¬го фланга стены была возведена полукруглая башня, имеющая де¬коративный характер. По мнению А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева, начало строительной истории этой стены можно отнести ко времени не ранее первой половины XVI в.
На территории Нового города, у северного края плато, к западу от Восточной оборонительной стены, в непосредственной близости от нее, в 1987-1988 гг. археологами были исследованы остатки бани, представлявшей собой наземную постройку. Мраморный пол парильного отделения бани подогревался снизу. В качестве мою¬щего средства применялся кил — белая мылящаяся глина. Баня была построена на рубеже XVII-ХVIII вв.
По сообщению Эвлии Челеби, в XVII в. в Новом городе име¬лось 200 крытых красной черепицей домов, а всего в крепости Чуфут-Кале было «…1530 крытых черепицей каменной кладки пре¬красных благоустроенных еврейских домов».
Западная часть города. В западной части Старого города, между улицами Средняя и Бурунчакская, среди поросших мхом развалин многочисленных наземных построек, в переулке, веду¬щем к Малым воротам, имеются руины строго монументального здания, стены которого сложены из крупных, хорошо отесанных блоков известняка. Может быть, это — остатки дворца. Построй¬ка отмечена буквой «У» на плане, составленном О. А. Акчокраклы и Б. Джеппаровым в 1927 г.
К западу от невысокой каменной ограды расположен пустырь Бурунчак, ландшафт которого напоминает африканскую саванну. На плане 1775 г. эта местность указана как «ханский зверинец». На пустыре имеются остатки вырубленного в скале большого бас¬сейна для сбора дождевой воды, служившего, возможно, местом водопоя животных. С трех сторон пустырь ограничен высокими обрывами скал и поэтому представляет собой опасную зону. В расщелинах бурунчакской скалы расположены оборонительные стены каждая из которых носила особое название: Биюк-Исар Кичик-Исар (на западной стороне), Дут-Исар и Педжере-Исар (на южной стороне).
Чуфут-Кале способен поразить воображение не только огром¬ными пещерами Чауш-Кобасы.
Колодец Тик-Кую. В 1998-2002 гг. в 150 м к юго-западу от Малых ворот (Кичик-Капу), на склоне горы под оборонительной стеной Педжере-Исар («Стена с окном») был обнаружен, раско¬пан, исследован и открыт для посещения грандиозный по своим размерам колодец, известный из литературы XIX в. под названием Тик-Кую («Прямой Колодец»). Когда-то этот колодец был засыпан. Смутные сведения о нем сохранились в памяти местного населе¬ния. Однако долгое время точное местонахождение колодца бы¬ло неизвестно. Инициаторами поисков колодца Гик-Кую явились члены крымских караимских обществ. В дальнейшем работы ве-лись с участием широкого круга энтузиастов при поддержке Цент¬ра спелеотуризма «Оникс-Тур», Ассоциации крымских караимов, Украинского государственного института минеральных ресурсов (Симферополь), Бахчисарайского государственного историко-куль¬турного заповедника.
Колодец Тик-Кую высечен древними строителями в толще ма-териковой скалы и представляет собой круглую вертикальную шахту, имеющую диаметр в верхней части от 1,8 до 2,2 м. На глубине 25 м с восточной стороны к колодцу примы¬кает широкая наклонная внутрискальная галерея почти квадратно¬го поперечного сечения, высотой от 1,8 до 2,2 м, шириной от 1,8 до 2,4 м. Длина галереи — около 100 м. Галерея на всем протяжении имеет высеченную в скале лестницу и под углом 22° косо ведет вверх. На расстоянии 80 м к западу от вертикальной шахты, в 70 м к юго-западу от Малых ворот, галерея сообщается широким вхо¬дом с поверхностью скалы. На скальном своде галереи имеются надписи (копотью) латинскими буквами и знаками древнееврейско¬го алфавита. Ниже места соединения колодца с галереей шахта ко¬лодца расширяется до 5 м за счет винтовой лестницы, шестью витками уходящей вглубь колодца в нижний зал (размерами в пла¬не 6,5 × 7 м, высотой до 2,5 м). На дне нижнего зала расположены две водосборные ванны с водой, возможно, конденсатного происхождения. В прошлом вода заполняла, кроме ванн, весь нижний этаж колодца, объемом около 115 куб. м. Общая глубина колодца Тик-Кую составляет 45 м. В ходе расчистки колодца были извлечены на поверхность сотни тонн заполнителя в виде камней и грунта. Встречены фрагменты керамики, железные гвозди, ослиные подковы (возможно, вода поднималась из колодца в глиняных сосудах на ослах). Последовательность создания различных частей сооружения требует уточнения.
В настоящее время в колодец проведено электрическое осве¬щение и установлены металлические перила на винтовой лестнице.
Колодец Тик-Кую является не единственным гидротехничес¬ким сооружением такой конструкции в Крыму. В 1936 г. археолога¬ми были исследованы остатки необычного древнего колодца в по¬селке Аджимушкай, на северо-восточной окраине Керчи (в Вос¬точном Крыму). Колодец высечен в скале. Его круглая вертикаль¬ная шахта диаметром 1,1 м на глубине около 9 м расширяется и образует обширный, глубокий водоем. На расстоянии 14 м к севе¬ро-востоку от вертикальной шахты на поверхности земли имелось четырехугольное углубление. От него начиналась высеченная в скале наклонная галерея с лестницей в 30 ступеней, ведущей косо вниз (под углом 45°) к водоему колодца. Общая глубина аджимушкайского колодца составляет 19 м. К сожалению, во время граж¬данской войны 1918-1920 гг. галерея этого колодца была взорвана.
В Чуфут-Кале и его ближайшей округе имеется около 200 пещерных сооружений различного назначения, из них 60 пещер — в Старом городе, 84 пещеры расположены с восточной (внешней) стороны Средней оборонительной стены и в Новом городе.
С внешней стороны Восточной оборонительной стены, перед средней частью ее, расположен вырубленный в скале двойной ров — наружный и внутренний, а перед северной частью стены — только наружный. Глубина наружного рва в его северной части достигает 9 м. По дну наружного рва от Больших ворот (Биюк-Капу) в долину Ашлама-Дере (расположенную к северу от Чуфут-Кале), проходила ездовая дорога. В настоящее время она завалена камнями и заросла кустарником. Рядом со рвами, к востоку от них, высечен в скале огромный бассейн для сбора дождевой воды. С западной стороны он имеет широкий и пологий сход. Возможно бассейн служил для водопоя животных. На площади перед воротами, рядом с бассейном располагалась «привозная площадь», на ко¬торую крестьяне из окрестных деревень привозили дрова, уголь, различные продукты и покупали у горожан товары городского про¬изводства. Наряду с рынком у Больших ворог, существовал «Старый базар», который находился в Старом городе. В 110 м к востоку от Восточной оборонительной стены имеются остатки мельницы.
К востоку от Больших ворот, в непосредственной близости от них, расположена развилка дорог. От развилки правая (нижняя) до¬рога ведет в Иософатову долину и к караимскому кладбищу. Доро¬га высечена в скале. Кладбище расположено в широкой лесистой балке Балта- Тиймэз (« Топор не коснется») на двух пологих склонах горы. Вход на кладбище — слева от дороги, через каменные воро¬та с аркой. Вид кладбища поражает количеством надгробных па¬мятников и разнообразием их форм. Известным гебраистом Н.В. Кошовской насчитано здесь 47 типов надгробий. На некото¬рых памятниках изображены символы: концентрические окружнос¬ти, кипарисы, розетки, кабалистические многоугольники в круге. Многие надгробия, имеющие надписи на древнееврейском языке, относятся к средневековью и новому времени. Надгробия, появив¬шиеся в XX в., как правило, имеют двуязычные надписи — на рус¬ском и древнееврейском языках. Изучение надгробных памятников на кладбище еще не завершено.

Добавить комментарий